VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Характеристика корпоративных облигаций.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K001575
Тема: Характеристика корпоративных облигаций.
Содержание
    Введение
     Рынок корпоративных облигаций развивался гораздо медленнее, чем рынок акций, поэтому корпоративные облигации появились в обращении только в 1993-1994 гг. Стоит отметить, что объем рынка облигаций значительно превышает объем рынка акций.
     За несколько предыдущих лет, когда к выпуску рублевых облигаций приступили крупные и известные компании России, рынок корпоративных облигаций завоевал свое место среди остальных сегментов российского финансового рынка. 
     Объем рынка корпоративных облигаций России по состоянию на 1 января 2016 года вырос в течение месяца на 2%, составив 8 067.66 млрд руб. (все выпуски), из них 2 104.34 млрд руб. приходится на выпуски облигаций банков, 1 797.52 млрд руб. – на нефтегазовую отрасль, 1 559.97 млрд руб. – на финансовые институты и 2 605.83 млрд руб. на выпуски остальных отраслей экономики РФ. 

В обращении на данный момент находится 1 168 эмиссии облигаций, выпущенных 376 эмитентами. В декабре на рынок вышло 23 новых эмитента, разместивших 26 выпусков облигаций на общую сумму 232.94 млрд руб. 


     Прогнозы аналитиков  дают положительное развитие данного рынка и его   более чем восьмикратное увеличение в ближайшие несколько лет. 
     Несмотря на это, чтобы полностью реализовать данный потенциал  необходимо  решить ряд проблем:
     1) привести в «порядок» налоговое законодательство. Прежде всего уменьшить  неразумно высокий налог на операции с ценными бумагами. 
     2) рекомендуется уровнять условия выпуска облигаций для банков и промышленных компаний. 
     3) предпринять меры по увеличению ликвидности вторичного рынка облигаций. 
     4) уменьшить сроки регистрации, требуемые для облигационного выпуска.
     5)  предпринять  усилия инвесторов, эмитентов, профессиональных участников рынка и государства для формирования доверия инвесторов к новому финансовому инструменту.
     
Целью написания своей курсовой работы считаю, изучение понятия и видов корпоративных облигаций, их характеристик, перспектив, рассмотрение рынка облигаций в России. В конце своей курсовой я произведу несколько расчетов по данной теме.
     
     
     
     
     
     
     

    Глава 1. Характеристика корпоративных облигаций
     
     1.1 Понятие, виды и типы корпоративных облигаций
     Облигация – это эмиссионная долговая ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение от эмитента в предусмотренный ею срок номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. 
     По видам эмитентов облигации бывают: 
     1) государственные 
     2) корпоративные
     В своей курсовой я более подробно приму к изучению   корпоративные облигации. Корпоративные облигации выпускаются юридическими лицами, которые, как правило, являются акционерными обществами. Они выпускаются полностью именные, именные только в отношении основной суммы, на предъявителя, в форме электронной записи на счетах. Корпоративные облигации имеют задачей привлечение средств для развития производства, освоения новых технологий и видов продукции. 
     
По форме выпуска облигации бывают:
     1) документарные 
     2) бездокументарные (более распространенный тип,  в связи с высокими издержками по изготовлению и хранению сертификатов ценных бумаг).
     
     
По характеру идентификации владельца:
     1) именными 
     2) предъявительскими
     В мировой практике постепенно отказываются от выпуска предъявительских облигаций в связи с финансовыми  нарушениями при учете операций с ними. 
По способу выплаты дохода различают: 
     1) дисконтные (облигации, по которым процент не начисляется, а доход складывается из разницы между ценой гашения и ценой приобретения. Наиболее известными дисконтными отечественными облигациями являются ГКО — государственные краткосрочные бескупонные облигации).
     2) процентные облигации. Процент — доход, выражаемый в денежных единицах, составляющий определенную долю в процентах от номинальной стоимости и выплачиваемый владельцу облигации в течение срока ее обращения. Для получения дохода владелец облигации должен предъявить облигацию с купонами, при этом купон гасится, что означает факт получения владельцем облигации процентов.Проценты могут выплачиваться как по краткосрочным, так и по средне и долгосрочным облигациям. Период выплаты процентов составляет квартал, полугодие, чаще год. В условиях эмиссии независимо от периодичности выплаты процентов процентная, или купонная, ставка объявляется годовой. 

     Типы корпоративных облигаций: 
     По способу размещения. Выпуск облигаций может осуществляться как по открытой (среди неограниченного круга лиц), так и по закрытой подписке (среди заранее известного круга лиц). Займы, размещаемые по открытой подписке, относят к так называемым "рыночным". Соответственно займы, размещаемые по закрытой подписке, относят к "нерыночным". "Нерыночные" займы размещаются среди заранее известного круга инвесторов, как правило, по доходности ниже государственных ценных бумаг. Их целью может быть, например, финансирование внутренних программ промышленных холдингов "за свой счет" и минимизация налогообложения.
     По виду обеспечения. Облигации могут быть обеспечены определенным имуществом общества, могут быть выпущены под обеспечение, предоставленное обществу для целей выпуска облигаций третьими лицами или вообще быть без обеспечения.
     По фиксации ставки. Облигации бывают с фиксированной ставкой процента и с плавающей ставкой процента. В облигациях последнего типа процентная ставка изменяется в зависимости от индексов, которые выбираются индивидуально для конкретных выпусков. В качестве индексов могут быть использованы валютный курс (доллар/рубль), индекс доходности ОФЗ и др. Основным достоинством облигации с плавающей ставкой является потенциальное удешевление стоимости заимствования. Главным фактором в выборе облигаций с фиксированной или плавающей ставкой являются ожидания эмитента: если он ожидает снижения доходности, то выгодно прибегать к облигациям с плавающей ставкой, если он ожидает рост доходности, то рекомендуется размещать облигации с фиксированной ставкой. С точки зрения инвесторов, использование бумаг с плавающей процентной ставкой затрудняет расчет доходности бумаги.
     Отзывные облигации с опционами. Облигации с сall-опционом дают право эмитенту отозвать их по оговоренной цене в определенные моменты времени. Единственный выпуск подобных облигаций был осуществлен компанией Аэрофлот (купонные облигации с плавающей ставкой, которые компания может погасить, если купон превысит 25% годовых). Облигации с put-опционом дают право инвестору на досрочное погашение своей облигации. В российской практике даты погашения совпадают со временем выплаты очередного купона по облигации. Облигации данного типа являются наиболее распространенными на российском рынке.
     По срокам обращения. Краткосрочные: от 3 месяцев до 1 года. Наиболее распространенный инструмент на российском рынке корпоративных облигаций. Среднесрочные: от 1 года до 5 лет. Основная масса эмитентов представлена нефтяными, газовыми и энергетическими компаниями. Долгосрочные: со сроком обращения более 5 лет. На российском рынке они пока отсутствуют.
     Краткосрочные дисконтные облигации. Представляют значительный интерес для инвесторов, поскольку не испытывают такого большого влияния роста курса доллара или роста процентных ставок. Кроме того, они имеют, как правило, довольно высокую доходность для данного периода обращения. В настоящее время представлены на рынке следующими выпусками эмитентов: Магнитогорский металлургический комбинат (ММК) - 7-й и 8-й выпуски, "Алроса" - 4-й выпуск, "Славнефть". Доходность по этим бумагам составляет: ММК 15-18%, "Алроса" - порядка 20%.
     Краткосрочные купонные облигации с плавающей купонной ставкой и объявлением оферты. Главные представители: ММК - 9-й-13-й выпуски, "Русский продукт", "Алроса" - 5-й выпуск, Аэрофлот. Привлекательность данного типа бумаг объясняется двумя главными причинами: привязкой доходности бумаги к доходности ОФЗ или выплатой купонов в валютном эквиваленте (в случае "Русского продукта"), короткое время обращения.
     Среднесрочные купонные облигации с плавающей купонной ставкой и объявлением нескольких оферт в течение срока обращения. Вызывают наибольший интерес у инвесторов, поскольку совмещают в себе свойства и краткосрочной, и среднесрочной бумаги. Такие бумаги выпускаются обычно на срок 2-4 года, но имеют оферту (право на досрочное погашение), которая назначена на день не позже 6 месяцев. Облигации имеют доходность ниже, чем аналогичные бумаги без оферты, но рассматриваются инвесторами как высокодоходные короткие бумаги и поэтому являются для них наиболее предпочтительными бумагами. Представители: ТНК - 3-й выпуск, МГТС, "Алроса" - 6-й выпуск, РИТЭК.
     Среднесрочные валютно-индексированные облигации. Размещались в конце 1999 года среди инвесторов-нерезидентов для привлечения средств со счетов типа "С", где они "зависли" с августовского кризиса 1998 года. Доходность этих выпусков составляла всего 5-7% годовых, и ставка индексировалась к курсу доллара. Примеры: "Газпром", РАО "ЕЭС России", "Лукойл", ТНК. Рыночными бумагами они не являются, но зато стали настоящим толчком для начала развития рынка корпоративных облигаций в России.
     Небольшие займы региональных компаний с плавающей ставкой процента. Облигации этой группы обычно размещаются среди частных инвесторов - жителей данного региона. Вторичного рынка не имеют. Ставка процента обычно привязывается к ставке рефинансирования 
     Разберем основные различия между акциями и облигациями:  
1) облигация — это часть заемного капитала коммерческой организации, а акция есть частица уставного капитала акционерного общества; 
2) облигации могут выпускать, во первых, любые коммерческие организации, а во вторых, государство; акция — это ценная бумага, которая эмитируется лишь акционерными обществами; 
3) по облигации в обязательном порядке предусматривается выплата ее номинала при ее погашении, в условиях эмиссии акций никакого возврата номинала не предусмотрена. 
Отличия облигации от банковского кредита, в том что и облигация, и банковский кредит представляют собой просто разные формы заемного капитала.
     На рынке первичного размещения корпоративных облигаций выделяют три группы участников: эмитента, андеррайтера и инвестора.
     Эмитент. Это субъект, эмитирующий облигационный займ. Его целью является, привлечение заемных средств для пополнения краткосрочных займов либо финансирование долгосрочного проекта, например, программу модернизации предприятии. Эмитент заинтересован в привлечении средств под наименьший процент на долгий срок.
     Андеррайтер. Это финансовые структуры, обеспечивающие размещение облигаций эмитента. Функции андеррайтинга выполняют инвестиционные компании и банки. В процессе размещения ценных бумаг могут участвовать несколько андеррайтеров, образующих консорциум. Цель создания консорциума - диверсифицировать риски андеррайтеров по размещению облигационного займа (увеличивается число потенциальных инвесторов за счет вовлечения в процесс размещения нескольких андеррайтеров, имеющих свои клиентские базы). Существуют две формы размещения ценных бумаг: гарантированное размещение и размещение "на лучших условиях
     Инвесторы. Они в итоге покупают облигации. Корпоративные облигации интересны институциональным инвесторам, надолго аккумулирующим денежные средства. Основной объем инвестиций в корпоративные облигации сегодня осуществляется банковскими структурами, на которые приходится 90-95% рынка. Остальная часть приходится на организации коллективного инвестирования и независимых инвесторов. Корпоративные облигации приобретаются организациями для диверсификации инвестиционного портфеля и как инструмент, позволяющий получить доходность выше, чем по государственным ценным бумагам. Для активных игроков фондового рынка, инвестиционных компаний, корпоративные облигации малоинтересны в силу низкой ликвидности вторичного рынка.
     После первичного размещения инвесторы имеют возможность перепродажи облигаций, не дожидаясь их погашения. Возникает так называемый вторичный рынок. На нем появляются дополнительные группы участников.
     Инвестор, как и эмитент, заинтересован в создании ликвидного рынка корпоративных облигаций. Для этого эмитент выбирает себе маркет-мейкера. Маркет-мейкеры выставляют двусторонние котировки на покупку-продажу ценных бумаг и осуществляют операции по ним. При этом маркет-мейкеры следят за сохранением определенной разницы между ценами спроса и предложения по котировкам. 
     Платежный агент - банк, через который осуществляется обслуживание и погашение облигационного займа. Депозитарий - то место, где происходит хранение и учет облигаций. Обращаются облигации в торговых системах и на торговых площадках (ММВБ, РТС).
     Роль ММВБ. Эта биржа в данный момент является единственной в России торговой площадкой, сумевшей организовать полноценную торговлю корпоративными облигациями. Помимо предоставления торговой и расчетной инфраструктуры, биржа участвовала практически в каждом из этапов создания рынка корпоративных облигаций. При подготовке решения о выпуске и т.п. специалисты биржи совместно с эмитентом, агентом по размещению и финансовым консультантом прорабатывали вопросы организации размещения. В тесном контакте со специалистами биржи работали специалисты Национального депозитарного центра (НДЦ) и Расчетной палаты ММВБ (РП ММВБ).
     При проведении маркетинговой кампании участие ММВБ повышает статус проекта в глазах инвесторов, страхует от инфраструктурных рисков. Биржа предоставляет свои информационно-технические каналы для доведения информации до потенциальных покупателей (интернет-сайт ММВБ, другие электронные и обычные способы оповещения членов СФР), а также через информационные агентства.
     Из этого вытекает что, при организации облигационных займов ММВБ выполняет три основных функции: предоставляет технологии, осуществляет консалтинг и маркетинг.
     1.2 Интересы эмитентов и инвесторов
     В отличие от эмиссии акций займы путем выпуска облигаций обладают несоизмеримыми преимуществами. Например, корпоративные облигации позволяют, не изменяя и не перераспределяя собственность, обеспечивать предприятиям доступ к рынку капитала. Более того, из-за того что российские компании до сих пор крайне низко оценены фондовым рынком, эмитентам сейчас просто нет смысла эмитировать дополнительные акции, размещая их на свободном рынке по низкой цене и тем самым размывая доли уже существующих акционеров.
     Стоимость размещения облигационных займов зависит от двух аспектов: развитости фондового рынка ценных бумаг и его кредитоспособности. Снижение стоимости заимствований есть результат развития вторичного рынка облигаций и повышения доверия инвесторов к эмитенту. 
     Риски, которые несут инвесторы при вложении в рублевые ценные бумаги, являются девальвация национальной валюты и риск изменения рыночной процентной ставки. В корпоративных облигациях, в отличие от векселей и государственных ценных бумаг, данные риски минимизированы за счет введения купонных выплат с плавающей процентной ставкой, индексирующихся в определенные интервалы времени. 
     При сравнении вложений в ту или иную облигацию инвестор оценивает следующие риски: отраслевой риск, связанный с особенностью ведения бизнеса в конкретной отрасли; риски заемщика, связанные со структурой компании, ее стратегией, финансовым положением; риски данного обязательства и прочих обязательств эмитента; ликвидность облигации.
     Такая оценка требует глубокой аналитической проработки. Провести такой анализ для всех обращающихся на рынке бумаг не в состоянии даже крупные инвестиционные банки. Мелкие же инвесторы лишены возможности такого анализа даже для избранного узкого круга бумаг.
     Для облегчения инвесторам работы на рынке корпоративных облигаций рейтинговые агентства присваивают эмитенту кредитные рейтинги. В принципе кредитный рейтинг учитывает первые три риска из оговоренных выше. В России международными кредитными рейтингами обладают пока только эмитенты, проводившие вывод своих ценных бумаг на международные рынки ("Алроса", "Вымпелком", "Иркутскэнерго", "Лукойл", МГТС, "Мосэнерго", МТС, "Ростелеком", "Татнефть"). Большинство же российских эмитентов не имеют кредитного рейтинга.
     Однако рейтинг международных рейтинговых агентств, обладающий неоспоримыми преимуществами при размещении займов за рубежом, внутри страны обладает рядом существенных недостатков.
     Отечественные рейтинговые агентства возникли недавно. Однако благодаря перечисленным проблемам международных оценок, они в состоянии в течение ближайших лет завоевать достаточный авторитет в среде инвесторов. Информационная непрозрачность эмитентов и достоверность информации - основные проблемы проведения объективного кредитного рейтинга. ФКЦБ занимается разработкой Кодекса корпоративного поведения, что в том числе должно привлечь внимание инвесторов к корпоративным облигациям.
     1.3 Теоретические преимущества корпоративных облигаций 
         
    В зависимости от того, какой тип финансирования преобладает в стране, финансовые системы принято разделять на так называемые «рыночные» (США, Канада), в которых облигационные займы являются основным (или, по крайней мере, весьма значимым) источником долгового финансирования, и «банковские» (Германия, Япония, большинство европейских стран), в которых основной объем долгового финансирования опосредуется банками, а корпоративные облигации играют незначительную роль.
    По мнению ряда исследователей, наличие в стране развитого рынка корпоративных облигаций дает «рыночной» системе некоторые преимущества по сравнению с «банковской» системой. Основная идея преимущества корпоративных облигаций в том, что облигации являются более «рыночным» инструментом, чем банковские кредиты. Более конкретные доводы в пользу финансовых систем с развитым рынком корпоративных облигаций выглядит именно так:
     -  Банковская система по своей природе подвержена значительному системному риску. Банки являются финансовыми институтами с высоким уровнем финансового «рычага». Невозврат банковских кредитов может спровоцировать крах конкретного банка, а это в свою очередь может вызвать общий кризис банковской системы в стране - падение доверия вкладчиков, отток средств со счетов, банкротство других банков. Чем больше доля рынка корпоративных облигаций в финансовой системе страны, тем меньше вероятность такого развития событий. 

     -  Развитой финансовый рынок, включая рынок корпоративных облигаций, способен лучше и точнее оценивать кредитный риск, чем банковская система. Кредитная политика банков бывает излишне субъективна, поскольку зачастую значительная часть финансирования осуществляется очень небольшим кругом банков, а принятие решения о выдаче кредита может осуществляться не на основе подробной информации о заемщике, а на основе личных связей. Напротив, рынок корпоративных облигаций предполагает широкий круг участников, которые напрямую заинтересованы в том, чтобы точно оценить риск данных обязательств и учесть его в процентной ставке.

     -  Во многих странах существует практика государственной поддержки проблемных банков, которая может усиливать несовершенства банковской системы. Государственная поддержка порождает проблему недобросовестного поведения (moral hazard): банки могут вкладывать средства в излишне рискованные проекты, зная, что государство в любом случае поможет им выйти из кризиса при неблагоприятном развитии событий. При финансировании посредством корпоративных облигаций данная ситуация невозможна.

     -  Банки находятся под жестким государственным контролем.

    В любом случае государственный контроль всегда связан с определенными несовершенствами, и чрезмерно банковски ориентированная система усиливает их. Рынок корпоративных облигаций, менее подверженный прямому государственному регулированию, напротив, способен сгладить эти несовершенства.
    К доводам зарубежных исследователей можно добавить следующие:

     -  На наш взгляд, наличие рынка корпоративных облигаций способствует развитию долгосрочного заемного финансирования. Банки, в силу специфики их деятельности, имеют в основной массе краткосрочные обязательства, поэтому стремятся по возможности выдавать краткосрочные кредиты, чтобы избежать чрезмерного риска. В результате заемщики не имеют возможности привлечь долгосрочное заемное финансирование, а рынок корпоративных облигаций позволяет решить данную проблему.

     -  Рынок корпоративных облигаций создает общепринятые ориентиры процентных ставок по рискованным ценным бумагам. На них могут ориентироваться кредиторы и заемщики как при выпуске облигаций, так и при предоставлении кредитов.

     -  В странах, относящихся к банковски ориентированным системам, обычно наблюдается высокая концентрация в банковском секторе, когда 3-5 крупнейших банков контролируют более 80% отрасли. Фактически это означает, что кредитный рынок становится монополизированным. Такая монополия, как можно предположить из общих соображений относительно монополистических рынков, приводит к неоптимальному распределению кредитных ресурсов, и в конечном счете тормозит экономический рост в стране. Это подтверждается и эмпирическими данными.

     - Развитие рынка корпоративных облигаций является значимым фактором для развития небанковских финансовых институтов.
     
    Глава 2. Возникновение рынка корпоративных облигаций
     
     Период с 1992 по 1998 год, время первых займов. За это время в Министерстве финансов РФ и ФКЦБ было зарегистрировано 259 эмиссий выпусков небанковских облигаций. Первыми, если не считать ГКО, начали занимать власти на муниципальном уровне. 
     В 1995 году был произведен выпуск конвертируемых облигаций НК "Лукойл" на сумму 2,3 трлн рублей. Условия займа предусматривали обязательную конвертацию в акции компании, означая фактически их форвардную продажу (в качестве одного из механизмов приватизации).
     Наконец, были еще хорошо сконструированные (и поэтому недешевые для эмитентов) еврозаймы ряда крупных компаний. Правда, размещались они исключительно на Западе.
     После кризиса 1998 года все программы по размещению облигационных займов были свернуты.
     Препятствием для развития рынка корпоративных облигаций в России до 1999 г. было несовершенство законодательства, устанавливавшего, что выплата процентов по облигациям могла быть произведена эмитентом только за счет чистой прибыли, тогда как проценты по банковскому кредиту относились на себестоимость продукции. Данное положение делало нереальным с экономической точки зрения выпуск облигаций предприятиями.

     
     Период с июня 1999 года и по сей день. В конце июня 1999 года выходит Постановление правительства № 696. В нем на уменьшение налогооблагаемой прибыли относятся проценты по облигациям, обращение которых осуществляется через организаторов торговли на рынке ценных бумаг, имеющих лицензию ФКЦБ. С появлением благоприятного (в первом приближении) налогового режима заимствования рынок начал расти на глазах. Первыми были размещены на ММВБ облигации "Лукойла".
     С июня по декабрь 1999 года на ММВБ успешно прошло размещение облигаций "Лукойла", "Газпрома", РАО "ЕЭС России" и Тюменской нефтяной компании. Доходность к погашению составила в среднем 11,5-12,5% годовых.
     Начиная с 2000 года многие эмитенты формируют комплексные программы выпуска облигаций (ММК, ТНК и др.). Причем облигационными займами занялись не только крупнейшие компании с высоколиквидными акциями ("голубые фишки"), но и так называемые компании второго эшелона. Начались и размещения облигаций банков. Так, в 2000 году на ММВБ успешно прошло размещение облигаций ряда крупных российских банков и финансовых компаний, включая облигации "Внешторгбанка", "Гута-банка", "Кредит Свисс Ферст Бостон Капитал" и ряда других.
     Именно сейчас сложились невероятные условия для размещения облигаций: с одной стороны, рынок достаточно зрел для конструирования эмиссий под самые изощренные требования эмитентов, а с другой - в наличии  как предложение, так и спрос.
     Растущая экономика увеличила суммарную потребность компаний в долгосрочных инвестициях, в том числе для проведения модернизации производства и наращивания мощностей. Однако политическая стабилизация и улучшение макроэкономической ситуации в России в 2000 году не повлекли за собой резкого притока иностранных инвестиций в промышленный сектор. Кредиты иностранных банков по приемлемым ценам по-прежнему доступны очень ограниченному числу компаний-экспортеров. Российские банки, как правило, не заинтересованы в предоставлении долгосрочных кредитов.
     Для промышленных предприятий возникла реальная необходимость появления надежного инструмента, обеспечивающего им привлечение финансовых ресурсов на длительный срок для финансирования инвестиционных программ и пополнения оборотных средств. Компании стали пытаться привлекать инвестиционные ресурсы с открытого рынка. Так появились первые облигационные займы.
     Стабилизация макроэкономической ситуации в стране и благоприятные внешние факторы определили бурный рост интереса инвесторов к рублевым инструментам на фондовом рынке. Приток в страну валютных поступлений, снижение банковских ставок и уменьшение государственных заимствований особенно простимулировали рост интереса к корпоративным облигациям со стороны институциональных инвесторов. Дополнительным стимулом инвестирования стала низкая доходность государственных ценных бумаг, которая с учетом инфляции оказалась близкой к нулю. Этот факт заставил инвесторов искать более привлекательные инвестиционные инструменты. 
     Подтверждением того, что существует большой неудовлетворенный спрос на корпоративные облигации, служит факт отсутствия развитого вторичного рынка по уже обращающимся выпускам. На сегодня хоть какая-то торговля ведется лишь по облигациям нескольких эмитентов ("Алроса", Магнитогорский МК, Тюменская НК, "Татнефть" и МГТС). Объясняется это тем, что основную часть выпуска покупают небольшое число крупных инвесторов, которые держат облигации до погашения или оферты. Попросту говоря, корпоративные облигации настолько популярны для институциональных инвесторов, что вопросы извлечения вторичной прибыли через сделки купли-продажи для них становятся неактуальными! Иными словами, почти все размещенные выпуски имеют крайне малые объемы, совершенно недостаточные для формирования ликвидного вторичного рынка.
     Крупнейшим заемщиком на рынке корпоративных облигаций пока является ТНК, разместившая облигации на общую сумму около 12 миллиардов рублей. А по количеству облигационных займов на российском рынке пальма первенства принадлежит Магнитогорскому меткомбинату, разместившему уже 13 эмиссий.
     
     
     
     
     
     
     
    
    
    
    
    
    Глава 3. Современное состояние корпоративных облигаций в России.
     3.1 Рынок корпоративных облигаций в России.
     Сложная конъюнктура рынка нефти сделала начало 2016 года непростым для локального рынка облигаций. При уходе котировок ниже $30 за баррель марки Brent на рынке наблюдались активные продажи, при отскоке инвесторы заняли выжидательную позицию. Риски дальнейшего снижения котировок "черного золота" из-за выхода на нефтяную арену Ирана сохраняются, что повышает давление на все финансовые площадки. Неопределённость сдерживает участников долгового рынка в прогнозах, и повышенная волатильность будет отражаться на рынке первичных размещений. При этом ожидания снижения ставки ЦБ могут дать надежды на рост локального рынка, если резкая девальвация рубля не спутает регулятору карты. Пока аналитики считают, что в условиях охлаждения экономики ЦБ не пойдет на повышение ставок, что весьма негативно отразилось бы в том числе и на долговом рынке. Внешняя ситуация в целом тоже остается сложной: из-за обвала нефти повысилась вероятность продажи Саудовской Аравией бумаг казначейства США для покрытия дефицита бюджета, что может обвалить американский рынок облигаций. 
     
     В свете вышесказанного сформулируем основные позитивные аспекты формирования рынка корпоративных облигаций для России:
     1) На протяжении реформ 90-х годов в России произошло несколько банковских кризисов, некоторые банки обанкротились, а вкладчики полностью или частично потеряли свои средства. В результате доверие населения к банкам оказалось полностью подорвано. Формирование рынка корпоративных облигаций позволит преодолеть это недоверие и реанимировать инвестиционный процесс. На наш взгляд, именно корпоративный сектор, который в отличие от государства и банков не испортил свою репутацию, может пользоваться наибольшим доверием инвесторов. 

     2) Российская банковская система способна опосредовать в основном только краткосрочное движение капитала. Временная структура банковских депозитов и кредитов предприятиям характеризуется следующими чертами:

      В общем объеме рублевых депозитов (314,4 млрд руб.) 84% депозитов (263,8 млрд руб.) приходится на депозиты со сроком до 180 дней. В общем объеме валютных депозитов (282 млрд руб.) на депозиты со сроком менее 180 дней приходится 53% (149,7 млрд руб.), на депозиты со сроком менее 1 года - 73% (206,1 млрд руб.).

     В общем объеме банковских кредитов предприятиям (548 млрд руб.) порядка 60% кредитов приходится на кредиты на срок до 1 года.

3)  Значительная часть всех вкладов населения (почти 80%) сосредоточена в Сбербанке, который фактически находится в собственности государства. Это может привести к злоупотреблениям средствами вкладчиков в интересах государства (например, чрезмерное вложение в ГКО, кредитование экономически невыгодных, но <стратегически важных> проектов и т.д.).

    Рынок корпоративных облигаций может дать конечным инвесторам альтернативный вариант вложения средств и уменьшить монополию Сбербанка.

     4) Этот сегмент финансового рынка даст удобный финансовый инструмент для небанковских финансовых институтов (страховых компаний, пенсионных и инвестиционных фондов), развитие которых в России идет достаточно быстро, однако упирается в отсутствие надежных финансовых инструментов.
     3.2 2016 год - год надежд
     По оценкам Росбанка, объем первичных размещений корпоративных и муниципальных бумаг в 2016 году, при условии отскока цена на нефть в первом полугодии, превысит результаты этого года на 20%. По подсчетам Газпромбанка и "Региона", погашения локальных облигаций, исполнение пут-опционов и выплаты купонов будут дополнительным источником роста локального рынка бондов. Причем потенциальный объем этого источника - 2,1 трлн рублей, в том числе, средства от погашения локальных облигаций в 2016 году на сумму порядка 1,6 трлн рублей.
     Главная интрига рублевого рынка в 2016 году - темпы смягчения денежно-кредитной политики ЦБ. Участники рынка ожидают, что регулятор возобновит снижение ставки если не в конце второго квартала 2016 года, то во втором полугодии. К концу года, по прогнозам основных участников рынка, ключевая ставка составит 8-9%. Это позволит опуститься доходностям в следующем году.
     Как говорил "Интерфаксу" директор департамента рынков долгового капитала Росбанка Антон Кирюхин, в 2016 году более половины российских компаний топ-50 планируют выйти на рынок рублевых облигаций, в том числе экспортеры, крупные инфраструктурные, телекоммуникационные компании.
     Доходность инвестирования по российским корпоративным рублевым облигациям в 2016 году может составить до 15% годовых, по ОФЗ - несколько выше, считают в "Сбербанк Управление активами".
     "Мы ожидаем, что рынок облигаций в этом году будет растущим. Наш базовый сценарий, что на корпоративных облигациям можно будет заработать до 15%, на ОФЗ - чуть больше", - сказал "Интерфаксу" руководитель отдела управления облигациями "Сбербанк Управления активами" Евгений Коровин.
     Данный прогноз предусматривает, что цена на нефть на конец 2016 года будет в районе $40 за баррель, а инфляция - 8-9%. "Мы ждем, что в 2016 году произойдет стабилизация на рынке нефти и корректировка не только спроса, но и предложения", - добавил управляющий. Мы также ждем укрепления рубля с текущих уровней.
     Возобновление активности на облигационном рынке во многом будет связано с результатами корректировки инвестиционных стратегий компаниями. "Россия по многим параметрам вернулась в начало 2000-х: у нас нефть ниже 30 долларов, двухзначные ставки, двухзначная инфляция, высокая волатильность, рейтинги неинвестиционной категории", - отметил он.
     Е.Коровин ждет на облигационном рынке в этом году коротких выпусков корпоративных облигаций (срок от 1 года до 3 лет), а также продолжения практики private placement. "В условиях высокой волатильности инвестиционные цели многих инвесторов привязываются не к бэнчмарку, а к фиксированной доходности. В этой связи сложно ожидать, что управляющие будут покупать длинные бумаги c фиксированными ставками на весь срок обращения бумаг", - считает управляющий.
     В ожидании проходящей сейчас на рынке коррекции "Сбербанк Управление активами" снижал объем вложений в ОФЗ: "ОФЗ покупаем. На начало года было ноль, за исключением флоатеров в ожидании коррекции. Сейчас уже не ноль".
     Открыть рынок для первичных рыночных размещений в этом году, по мнению Е.Коровина, может, например, разворот на глобальных рынках и рынке нефти: "Теперь, понятно, что, скорее всего, до марта ставка ЦБ РФ меняться не будет. Если начнется рост нефти, индексов, и он продлится, например, неделю, то по ее итогам мы может увидеть объявления о первых рыночных сделках".
     Е.Коровин не видит особой привлекательности инвестиций в бонды в юанях в ближайшие месяцы: "В текущей ситуации для диверсификации рублевого риска логичнее покупать долларовые активы. На мой взгляд, возможность заработать на обычных инструментах выше, чем на экзотике, к которой относятся и бонды в юанях".
     Для большей наглядности представим динамику ежемесячной статистики корпоративных облигаций (приложение 1).
     
     
     
     
     
     
     
    Заключение
         Экономическая ситуация в стране и состояние финансовых рынков показывают, что потенциальные эмитенты корпоративных облигаций могут рассчитывать на продолжение роста интереса к своим облигациям со стороны инвесторов. Избыточная ликвидность финансового сектора, продолжающееся снижение доходности операций на финансовых рынках резко активизировали поиск инвесторами новых инструментов с более высокой доходностью. При этом государство практически отсутствует на рынке в качестве заемщика, что снижает конкуренцию при выходе предприятий на рынок и не способствует росту процентных ставок. 
    С другой стороны, экономический рост в стране и необходимость увеличения инвестиций в основные средства требуют от компаний поиска новых эффективных источников финансирования. 
    Поэтому предприятиям следует обратить большее внимания на рынок корпоративных облигаций как на альтернативный и выгодный .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44